четверг, 3 декабря 2015 г.

Личность, ее социализация и воспитание

Картинки по запросу индивидуальностьЧеловек – существо, принадлежащее к человеческому роду, обладающее речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать и использовать орудия в процессе общественного труда.
Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.




Индивидуальность – уникальность, своеобразие, оригинальность качеств и свойств человека, отличающих его от окружающих людей.
Личность – субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Картинки по запросу индивидуальность


Подходы к трактовке личности:

  1. Антропологический. Личность - носитель общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого, уподобляется понятию индивида.
  2. Социологический. Личность рассматривается как объект и продукт социальных отношений.
  3. Персоналистический. Сущность личности - в ее духовной самостоятельности и уникальности. Личность - результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством. Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью. Целостность означает, что человек в разных условиях ведет себя предсказуемо. Иерархичность - способность человека управлять своими биологическими потребностями. Еще одна характеристика зрелой личности - активная жизненная позиция в любой деятельности, которой он занимается.
Личностью не рождаются, а становятся

Структура личности

  1. По Фрейду. Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
  2. По Джеймсу. Составные элементы личности могут быть подразделены на три класса: физическую личность, социальную личность и духовную личность.

Элементы структуры личности (по К. Платонову)

  1. Низший уровень – биологически обусловленная подструктура 
  2. Вторая подструктура – индивидуальные особенности психических процессов человека 
  3. Третья подструктура – индивидуальный социальный опыт 
  4. Высший уровень – направленность личности

Социализация

Социализация - это процесс становления личности, усвоения индивидом социального опыта и его преобразование в собственные ценности, установки, ориентации, а также их воспроизводство в ходе активного включения в социальную сферу.
Социализация - это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Стадии социализации:
  1. Первичная социализация (адаптация) 
  2. Стадия индивидуализации 
  3. Стадия интеграции 
  4. Трудовая социализация 
  5. Послетрудовая социализация

Воспитание

Это процесс целенаправленного воздействия на человека, которое призвано помочь ему овладеть социально-культурным опытом человечества.
В широком смысле, воспитание – это разностороннее воздействие общества на личность.



Домашнее задание

"...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет" (Э. Ильенков)

В данном высказывании автор поднимает проблему становления личности.
Я согласна с автором в том, что появление человека на свет и становление личности - это разные явления. 
Рассмотрим это высказывание с точки зрения обществоведческого курса. Личность - это субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Личностью не рождаются, ей становятся в результате социализации.
Факты общественной жизни подтверждают мысль автора. Были случаи, когда дети, рожденные человеком, попадали к животным и воспитывались ими. Когда этих детей находили, они не были личностями, они были лишь индивидами. Этих детей пытались перевоспитать, но им было очень тяжело, социализация проходила медленно, и не все из них смогли стать личностями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий