Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Основные характеристики научного познания: существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.
Основные характеристики научного познания: существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.
Формы научного познания
Научный фактНаучная проблема
Научная идея
Гипотеза
Закон
Теория
Методы современного научного познания
Словарь:
- Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Наблюдение. Характеризуется пассивным созерцанием исследуемого объекта, без вмешательства в него. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Сравнение - научно-философский метод, направленный на способ познания единичного, особенного и всеобщего; играет роль в познании движения и изменения вещей, а также в раскрытии причин отдельных явлений; является способом классификации и систематизации предметов и явлений, необходимой составляющей любого умозаключения, одним из средств доказательства.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Эксперимент. Характеризуется активным вмешательством (физическим или мысленным) в исследуемый объект. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Дедукция. Характеризуется доказательством или выведением утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Аналогия - метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Классификация - разделение явлений и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого понять их сущность.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Идеализация - это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Формализация - метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков, к числу которых относится, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда других наук.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Мысленный эксперимент - метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
- Аксиоматический метод - метод построения теорий, в соответствии с которым разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями..Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Гипотетико-дедуктивный метод - метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неопределенно. Результат гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
- Исторический метод - метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
Комментариев нет:
Отправить комментарий