воскресенье, 10 января 2016 г.

Научное познание

Научным называется познание, имеющее целью открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Основные характеристики научного познания: существенность, объективность, строгая доказательность, систематичность, целенаправленное использование средств получения знания, практичность.

Формы научного познания

Научный факт
Научная проблема
Научная идея
Гипотеза
Закон
Теория

Методы современного научного познания

Словарь:
  • Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Картинки по запросу эксперимент
  • Наблюдение. Характеризуется пассивным созерцанием исследуемого объекта, без вмешательства в него. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Сравнение - научно-философский метод, направленный на способ познания единичного, особенного и всеобщего; играет роль в познании движения и изменения вещей, а также в раскрытии причин отдельных явлений; является способом классификации и систематизации предметов и явлений, необходимой составляющей любого умозаключения, одним из средств доказательства.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Эксперимент. Характеризуется активным вмешательством (физическим или мысленным) в исследуемый объект. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Анализ - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Синтез - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Индукция - путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Дедукция. Характеризуется доказательством или выведением утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Аналогия - метод познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Классификация - разделение явлений и понятий, характеризующих их, на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое и посредством этого понять их сущность.Относится к эмпирическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Абстрагирование - это мысленное выделение какого-либо предмета в отвлечении от его связей с другими предметами, какого-либо свойства предмета в отвлечении от других его свойств, какого-либо отношения предметов в отвлечении от самих предметов.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Идеализация - это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Формализация - метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных искусственных языков, к числу которых относится, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда других наук.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Мысленный эксперимент - метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Моделирование - это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является исследование объекта.
  • Аксиоматический метод - метод построения теорий, в соответствии с которым разрешается пользоваться в доказательствах лишь аксиомами и ранее выведенными из них утверждениями..Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Гипотетико-дедуктивный метод - метод рассуждения, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неопределенно. Результат гипотетико-дедуктивного рассуждения имеет лишь вероятностный характер.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.
  • Исторический метод - метод исследования, основанный на изучении возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.Относится к теоретическому уровню научного познания. Задачей является систематизация знаний.

Комментариев нет:

Отправить комментарий