суббота, 10 сентября 2016 г.

Об отдыхе в летнем лагере или о деятельности, социальных статусах и ролях

Как поется в одной известной песне, лето - это маленькая жизнь. И каждый из нас на летних каникулах получил свой социальный опыт, то есть на практике, в реальной жизни, закрепил пройденный в 10 классе материал по обществознанию.
Самым ярким событием моего лета была поездка в летний лагерь "Уральские Зори". В нашей смене было 4 профильных отряда, основным занятием которых была учеба, а именно,
подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников (я была в одном из этих отрядов и занималась биологией). Если рассматривать данный факт из моего лета с точки зрения темы "деятельность", то можно сказать, что моей деятельностью по способу формирования человека как личности было учение, а по способу деятельности она была духовной познавательной.Учение - это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.И действительно, на занятиях мы систематически изучали сначала ботанику, затем зоологию и гистологию. А нашим мотивом была совесть, а также чувство долга перед областью, из бюджета которой были полностью оплачены наши путевки. В роли субъектов деятельности выступали мы, а в роли объекта - окружающая нас природа. Целью было получение знаний, а также достижение высокого результата на Всероссийской олимпиаде школьников. Средства достижения цели у нас были разные: мы слушали преподавателя, выходили в поле на практику (собирали гербарии), препарировали рака с помощью специальных инструментов, рассматривали строение тканей и органов с помощью микроскопа. Что касается результатов, знания мы получили, осталось успешно их применить.
Однако в лагере мы не только учились, но и общались друг с другом, с вожатыми и воспитателями, играли в различные игры, участвовали в соревнованиях и мероприятиях. Этот пример может проиллюстрировать тему "социальные статусы и роли". Так, за один день каждый из нас мог сменить множество статусов, так что наши статусные наборы были достаточно большими. Например, с утра мы были учащимися, после занятий - участниками соревнований по пионерболу, затем выступающими на концерте; кроме того, для кого-то мы были друзьями, а для наших вожатых и воспитателей - подопечными. Также ко всем предыдущим статусам, которые являются достигаемыми, можно прибавить и наши предписанные статусы (возраст, пол, национальность и т.д.). В зависимости от статуса, наше ролевое поведение тоже менялось. На занятиях мы сидели спокойно, слушали преподавателя и старались все запоминать, при подготовке к концертам проявляли активное участие в обсуждении, в спортивных соревнованиях делали все, чтобы победить. 
Таким образом, на примере своего летнего отдыха я убедилась, что любой факт из жизни можно рассмотреть в контексте обществоведческого курса, применив свои знания на практике.

Упражнение "Социальные статусы"

В этом задании можно повторить знание теории по теме "Социальные статусы и роли".

2 комментария:

  1. Ксения, не устаю повторять, что я с огромным уважением отношусь к Вашему подходу к учёбе. Имея чёткую профессиональную ориентацию совершенно в другой области, Вы ни разу не дали повода упрекнуть Вас в недостаточном усердии или безответственности.

    Вот и эта работа такая же: добросовестная, с чётким соответствием заявленным критериям оценивания.

    Мне очень понравилось Ваше упражнение: оно простое по содержанию, но тем не менее, отлично проверяет заданные понятия. не откажите мне в возможности использовать его? Буду благодарна за прямую ссылку на упражнение (в почту).

    ОтветитьУдалить
  2. Мария Николаевна, спасибо за высокую оценку моей работы. Ссылку на упражнение отправила вам на почту.

    ОтветитьУдалить